Официальный сайт

Администрации муниципального образования

Матвеевский район Оренбургской области

Взрослые проблемы детей

Главная » СМИ » Взрослые проблемы детей

20 сентября в администрации МО «Матвеевский район» состоялся круглый стол на тему «Взрослые проблемы детей». В разговоре приняли участие: А.К.Агарков – заместитель главы администрации района по социальным вопросам, С.А.Голинская – начальник отдела по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ответственный секретарь КДНиЗП администрации района, О.А.Кручинина – инспектор ПДН ОП № 1 МО МВД РФ «Абдулинский», Р.Г.Хамидуллин – заместитель заведующего отделом образования администрации МО «Матвеевский район», З.Р.Баева – психолог КЦСОН Матвеевского района, В.Ф.Муллагалиева – специалист УСЗН по вопросам семьи, материнства и детства, Г.А.Попова – глава администрации МО «Матвеевский сельсовет», В.А.Курылева – заместитель главы администрации МО «Сарай-Гирский сельсовет», Т.А.Чернопятова – специалист администрации МО «Кинельский сельсовет».

Агарков А.К.: - Уважаемые участники круглого стола! Тема, которую мы с вами сегодня обсудим,  является одной из самых актуальных во все времена. Так как дети - это наше будущее. Цель нашего круглого стола - обсудить проблемы детей и профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Думаю, будет правильно начать с такой проблемы, как насилие над детьми. Как остановить насилие над детьми?

Кручинина О.А.: - Прежде чем говорить о профилактике насилия над детьми, необходимо выяснить его виды. Это физическое, сексуальное  насилие, пренебрежение нуждами ребенка, моральная жестокость, вовлечение в употребление алкоголя и наркотиков, а также в совершение преступлений. Первичный этап профилактики насилия над детьми проводят школы и другие детские учреждения. Здесь проводятся беседы, направленные на выработку у детей стратегий деятельности в угрожающих их жизни ситуациях, проводятся тренинги по формированию навыков безопасного поведения, большое внимание уделяется предупреждению противоправного действия окружающих, например, учат детей не открывать дверь квартиры посторонним, не входить с ними в подъезд, лифт и не знакомиться. Одновременно на стендах размещается информация об адресах и контактных телефонах лиц и организаций, оказывающих помощь и поддержку несовершеннолетнему, находящемуся в социально опасном положении. На этом же этапе проводятся мероприятия, способствующие изменению асоциального образа жизни молодых

Вместе с тем необходимо создавать подростковые клубы для дополнительного досуга несовершеннолетних, проверять дискотеки и кафе.

Вторичная профилактика заключается уже в оказании медико-психологической и психолого-педагогической помощи пострадавшим от насилия для устранения уже возникших психологических расстройств, предупреждения суицидальных попыток, вторичной ситуации. Последнее часто наблюдается у подростков, среди которых распространен миф о доступности жертв насилия. В таких случаях большое значение приобретает юридическая помощь.

Насилие чаще всего происходит в семьях, где мало внимания уделяется детям. Если в городах больше возможности случайного насилия, то у нас это жестокое обращение с детьми, статья 156. В 2008 году у нас в районе было три таких факта, в 2009, 2010 годах по одному факту. В этом году зафиксированы два случая жестокого обращения родителей с детьми. По данным делам были возбуждены уголовные дела, судом родители были признаны виновными.

Из всех данных случаев был единичный факт жестокого обращения со стороны отца. В основном это жестокое обращение со стороны матерей.

Агарков А.К.: - Как обстоят дела с профилактикой насилия у нас в районе? Какие мероприятия были проведены и на что нужно обратить внимание.

Кручинина О.А.: - Во всех школах вывешены телефоны доверия, куда дети могут обратиться в случае насилия. Семьи группы риска у нас регулярно проверяются как правоохранительными органами, так и органами системы и профилактики. Как совместные рейды проводим, так и отдельно выезжаем. Составляются административные протоколы. Особое внимание у нас всегда уделено таким поселениям, как Сарай-Гир и поселок Кинельский. Взаимодействие с главами сельских поселений, со школой у нас всегда организовано. Единственное, возникают проблемы с фельдшерами, когда они отказываются свидетельствовать при случаях жестокого обращения с несовершеннолетними. Можно понять соседей, которые отказываются от дачи показаний, потому что живут рядом. Но фельдшеров, которые иной раз и сами жалуются нам о том, что происходит на селе, в такой ситуации не понимаем.

Агарков А.К.: - Если говорить в целом, то работа по профилактике насилия у нас в районе налажена? Почему все же имеются в нашем районе единичные случаи жестокого обращения с несовершеннолетними? Это не мы не дорабатываем, а стечение обстоятельств, среда в семье такая сложилась изначально?

Кручинина О.А.: - Да, в основном.  Все семьи, где зафиксировано жестокое обращение с детьми, это семьи социального риска, которые у нас стоят на учете. В течение долгого времени мы за ними наблюдаем, пытаемся предотвратить насилие над детьми. Но в итоге все равно появляются такие факты.

Агарков А.К.: - Было сказано, что случаи жестокого обращения с несовершеннолетними были зафиксированы в семьях, состоящих на учете в КДН. Сколько у нас семей социального риска?

Голинская С.А.: - В рамках круглого стола «Взрослые проблемы детей» мы говорим о семьях, находящихся в социально опасном положении потому, что в Матвеевском районе случаи жестокого обращения с несовершеннолетними фиксируются, в основном, именно в этих семьях. В банке данных Матвеевского района 44 семьи, находящиеся в социально опасном положении. Это те семьи, которые находятся на грани лишения родительских прав. То есть у них первая категория опасности. Вообще семьи, находящиеся в социально опасном положении, делятся на три категории. Первая – это асоциальные семьи, родители в которых злоупотребляют алкоголем, не работают. Вторая категория – это семьи группы риска. Это многодетные, малообеспеченные, неполные семьи, а также семьи, имеющие больного ребенка. Такие семьи, оказавшись в трудной ситуации, слабо справляются с задачами по воспитанию своих детей. Третья категория – это семьи внешне благополучные, но имеющие психолого-педагогические причины семейного неблагополучия, то есть внутрисемейные отношения и воспитание детей. Со всеми данными семьями необходимо проводить реабилитационную работу для того, чтобы сохранить биологическую семью детей и, чтобы у нас как меньше было лишения родительских прав.

Агарков А.К.: - Скажите, пожалуйста, какая профилактика проводится с данными категориями семей?

Голинская С.А.: - Для того, чтобы предотвратить переход вторых и третьих категорий семей  в первую, нам необходимо больше внимания обратить на раннюю профилактику неблагополучия семей. И наиболее действенно нужно начинать работать с молодыми семьями, которые только создаются, для того, чтобы ненавязчиво им оказать помощь в решении проблем. Потому что при становлении семьи наибольшее количество проблем возникает именно в этот период. Здесь идет стремительное течение событий: становление семьи, притирка супругов друг к другу, рождение ребенка. У нас создан центр материнства и детства, заводятся обменные карты в женских консультациях для того, чтобы начинать работать с молодой семьей именно на ранней стадии, чтобы предотвратить падение этой семьи в глубочайшую первую категорию, выход из которой очень сложен. На моей практике еще не одна семья не смогла выбраться из первой категории, заканчивалось все тем, что лишались родительских прав.

При работе с первой категорией семей необходимо составлять предметные реабилитационные  программы. И эти программы не должны быть однотипными. В каждой семье необходимо изучать проблему неблагополучия, определить, какая помощь нужна.

Кручинина О.А.: - И программы должны быть совместными.

Голинская С.А.: - Да, реабилитационная программа обязательно должна быть совместной и комплексной. Она у нас и сейчас действуют совместные программы, но они однотипные. Это посещения, акты обследования, беседы. А вот  конкретных, пошаговых программ у нас нет. Например, какую-то помощь оказать в лечении, реабилитации ребенка. Вот поэтому с этими семьями теперь надо работать предметно.

Агарков А.К.: - Действительно, я хотел обратить внимание на то, что Светлана Александровна сказала, что на ее памяти, семьи, находящиеся в социально опасном положении, не выбрались из этой ситуации. Мы обязаны за этими семьями наблюдать и оказывать им возможную помощь, чтобы не допустить лишения детей биологической семьи. Также давайте будем вести раннюю профилактику, чтобы предотвратить переход семей второй и третьей категории опасности в первую.

Особое внимание нужно уделить именно на психолого-педагогическую помощь детям, потому что дети из семей, находящихся в социально опасном положении, наиболее ущемлены во всем, в том числе нарушена и психика. И нам на ранней стадии необходимо выявлять, в чем причина и направлять детей в нужное русло. Вот в УСЗН,  сколько консультаций провел психолог?

Баева З.Р.: - За третий квартал текущего года была оказана психолого-педагогическая помощь 41 семье. Везде, где мы бываем, стараемся охватить семьи консультациями и беседами. Общаемся и с родителями, и с детьми. Особенно, когда дети к нам обращаются. Вот, например, у мальчика были проблемы. Мы выехали, беседовали с ним, с его мамой, номера телефонов оставили. Ребенок просится в социальный приют, он там отдыхал на зимних каникулах. Мы выезжали перед началом учебного года и у мальчика  не было школьных принадлежностей, но мама от помощи отказывалась. Рюкзак ребенку мы все равно купили. Сейчас держим на контроле эту ситуацию.

Агарков А.К.: - Возьмите эту семью себе на заметку. Через какое-то время надо будет опять их посетить и выяснить, какие изменения произошли. Радует то, что определенная работа ведется и что она дает свои результаты. Необходимо вести работу как с родителями, так и с детьми. Чаще всего в этих семьях трудные подростки.

Хамидуллин Р.Г.: - Что касается работы с трудными подростками, то в образовательных учреждениях в течение всего года действуют различные  месячники. Трудные подростки в школах постоянно находятся на контроле, педагоги стараются задействовать их в мероприятиях, проводят с ними беседы. В образовательных учреждениях есть общественные инспекторы по защите прав несовершеннолетних, социальные педагоги.

Касаясь детской безопасности, опять же нужно сказать о месячниках. Сейчас, например, проводится месячник по пожарной безопасности. Перед уходом детей на каникулы всегда проводятся инструктажи. Кроме того, учитывая определенные возрастные особенности, темы о безопасности рассматриваются и на классных часах с привлечением сотрудников правоохранительных органов, медицинских работников. Сотрудничаем с Облкиновидео. Ежегодно они предоставляют нам перечень фильмов  по разной тематике и для разных возрастных категорий. Чаще всего детей охватываем фильмами в каникулярное время. В целом в каждом образовательном учреждении ведется профилактика правонарушений, безнадзорности.его детей охватываем фильмами в каникулярное время.., медицинских работников.ваются и на классных часах.агоги.ой семьи.

Баева З.Р.: - Говоря о проблемах детей, надо сказать и о беспризорности и безнадзорности. В данное время эта проблема приобретает угрожающий характер в масштабах всей страны. В большей степени проблеме беспризорности и безнадзорности способствует конфликтная ситуация в семье, бедность, отсутствие должного внимания детям, жестокое обращение с несовершеннолетними, часто нестабильная ситуация в стране, безработица, несовершенство законодательной системы в целом. Данное социальное явление порождает достаточно тяжелые социальные последствия. Это и детская преступность, и наркомания, и алкоголизм. К одной из наиболее главных причин возникновения социального сиротства можно отнести ослабление института семьи. Ведь именно он является основополагающей базой развития ребенка. Беспризорность и безнадзорность – это термины, характеризующие социальные особенности несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации. Жизнь беспризорных и безнадзорных оборачивается тяжелыми последствиями, как для них, так и для всего общества. Чем больше стаж такой жизни, тем более деформируется личность, отмечается рост насильственных и корыстных преступлений. Преступления несовершеннолетних приобретают все более организованный и групповой характер. Каждое третье правонарушение совершается неработающими, не обучающимися подростками.

Психология беспризорного устроена своеобразно. Эти дети отличаются от своих сверстников более сильным инстинктом самосохранения, повышенной возбудимостью, склонностью к искусственным возбудителям: наркотикам, алкоголю. Также у них обострены чувства справедливости и сострадания, они очень ярко и искренне выражают свои эмоции. Некоторые их них очень рано начинают свою половую жизнь. Они также отличаются активностью, выносливостью, солидарностью в своих групповых действиях.

Дети – это будущее общество, это наше богатство, поэтому очень важно уделять внимание проблемам безнадзорности и беспризорности.

Голинская С.А.: - Радует тот факт, что у нас в районе нет беспризорных детей. Хотя безнадзорных очень много. Все дети, состоящие на учете в КДН, это и есть безнадзорные.

Агарков А.К.: - Сегодняшнее мероприятие показало, что необходимо проводить круглые столы на такие злободневные темы. Так что давайте чаще проводить их, возможно даже для более широкой аудитории. Большое всем спасибо.


Полномочный представитель
Президента РФ в Приволжском
федеральном округе

Яндекс.Метрика